Кохлеарная имплантация, Нейросенсорная тугоухость, Реабилитация после кохлеарной имплантации, Совет специалиста

реабилитация после кохлеарной имплантации: вопросы и ответы

Реабилитация после кохлеарной имплантации: вопросы и ответы

Реабилитация после кохлеарной имплантации, ответы Марины Гурьевой
Реабилитация после кохлеарной имплантации требует времени и усилий. В мае Марина Гурьева, учитель-дефектолог высшей категории, ответила на вопросы подписчиков группы Cochlear Восточная Европа. Мы собрали все вопросы и ответы вместе и публикуем их единой статьёй. Если у вас есть свой вопрос к экспертам Cochlear, подпишитесь во ВКонтакте на группу Cochlear Восточная Европа. Там каждый месяц награждают автора лучшего вопроса.

На что рассчитывать, если имплантировать ребёнка в возрасте пяти лет

Вопрос
У нашего сына Саши (5 лет) двусторонняя сенсоневральная глухота (пороги свыше 105 дБ оба уха). О глухоте узнали чуть больше года назад. Полгода носили цифровой сверхмощный слуховой аппарат, результатов не дал. Очень ждём и надеемся на кохлеарную имплантацию. Речи нет совсем, только чуть жесты. Есть неврология, ребёнок сам пошёл в три года. Есть ли шанс хоть немного реабилитировать Сашу после кохлеарной имплантации? И может ли возраст пять лет быть причиной отказа в операции? Саша слышал где-то до двух лет, из слов были «мама», «дай», «Нана» (сестра Настя).

Ответ
Я считаю, что кохлеарная имплантация в вашем случае однозначно даст ребёнку большие возможности для повышения качества жизни. Во-первых, наличие неврологии не исключает возможности научиться слышать с помощью кохлеарной имплантации. Во-вторых, наличие слуха до 2 лет — большое преимущество Саши, так как это означает, что в это время происходила стимуляция слуховых зон мозга, формировались нейронные связи. У детей, имевших слуховой опыт, реабилитация происходит быстрее. В-третьих, большую роль в комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации после кохлеарной имплантации играет активное участие родителей в этом процессе. Если Вы готовы заниматься с ребёнком, выполнять рекомендации специалистов, поддерживать его, а главное, верите в его способности и возможности, то это 50% успеха.

Читайте также:

Интервью с Олесей Станиславовной Жуковой о том, от чего зависит успех реабилитации после кохлеарной имплантации.

Как научить ребёнка читать после кохлеарной имплантации

Вопрос
Как развивать у имплантированного ребёнка технику чтения? Буквы знает, в слоги складывать может, а вот с чтением проблема.

Ответ
Обучение чтению — процесс не быстрый. Нет никакого особенного отличия в методике обучения чтению обычных детей и детей с КИ. Обучение должно быть экологичным, чтобы не отбить у ребёнка желание читать и не создать впечатление о чтении как о тяжком труде. Важны два момента: техника чтения и понимание прочитанного. Техника помогает легко сливать буквы в слоги, а слоги — в слова. Если технически процесс чтения будет проходить легко, то останутся силы на обдумывание и понимание прочитанного. Понимание также зависит от пассивного словаря ребёнка. Копите словарь!

Трудно описать методику в таком формате, но если кратко, то вот самые важные этапы:

  1. Начитываем слоги, наращивая скорость, ОБЯЗАТЕЛЬНО просим повторить, что прочитал (после каждого слога). Слоги читаем разные: открытые (па, му, то), обратные (ап, ум, от), со стечением согласных (спа, пас, асп). Можно использовать слоговые таблицы.
  2. Чтение слов от простого к сложному: 1 слог из 3 букв (кот), 2 открытых слога (мама, рыба), 1 слог со стечением согласных (стул, шарф), 2 слога со стечением согласных (шапка, банан) и так далее, постепенно усложняя. ОБЯЗАТЕЛЬНО повторять вслух СЛИТНО то, что прочитал, и перечитывать ещё раз, если повторил неправильно.
  3. Радуемся и хвалим! Ребёнок должен заканчивать занятие по чтению ДО ТОГО, как устал или потерял интерес, и с ощущением уверенности в себе — «у меня получилось!».
  4. Над пониманием прочитанного начинаем работать уже на уровне слогов (ребёнок должен сразу понимать, что вот эти буковки имеют смысл, несут информацию). «Ау» — кто-то зовёт, «ам» — кто-то ест, «му» — корова мычит и т. д. ИСПОЛЬЗУЕМ НАГЛЯДНОСТЬ!

Сколько времени требуется, чтобы ребёнок начал понимать речь

Вопрос
Какой должен быть период с момента имплантации и подключения до начала понимания речи и связного логического произнесения? Ребёнку 2 года и 8 месяцев, имплантацию провели в 1 год и 10.

Ответ
Полноценная реабилитация слуха у детей без сочетанной патологии происходит, как правило, за 1,5−2 года при систематической работе в этом направлении. Реабилитация в плане речевого развития — процесс более длительный, занимает от 5 лет и может длиться и совершенствоваться весь (или почти весь) школьный период. Очень важно поощрять у ребёнка все виды подражания (в играх с движениями, с мимикой, со звуками), тогда и в речи он тоже будет стараться подражать взрослому. Важно заинтересовать возможностью слышать (демонстрировать различные звучащие игрушки и разнообразные игры с ними, привлекать внимание к звукам окружающего мира, говорить с ребенком). Важно развивать слуховое внимание и слухо-речевую память. И конечно, следить за технической исправностью КИ и добиться оптимальной настройки речевого процессора.

Читайте также:

Лариса Васильевна Маляр о том, как ребёнок реагирует на первые звуки после подключения речевого процессора.

Можно ли поставить «красивые» звуки у поздно проимплантированного пациента

Вопрос
Ребёнок потерял слух до года или с рождения, носил слуховые аппараты, в 13 лет был имплантирован. Сейчас 22 года. Речью занимались, но она отличается от речи слышащих. Возможно, посоветуете, как добиться максимально красивой речи. Как определить границу возможного в данном случае.

Ответ
Попробуем разобраться, что такое «красивая речь». Условно речь можно разделить на 3 блока: СЛОВАРЬ, ГРАММАТИКА, ПРОИЗНОШЕНИЕ. Таким образом, «красивая речь» — это умение использовать разнообразный словарь адекватно контексту и выражать свои мысли ясно, умение строить фразы грамотно, а также умение выговаривать (произносить) все звуки языка правильно.

Кроме произношения звуков очень важна просодическая сторона речи (умение верно ставить ударения в словах, передавать подтекст и эмоции с помощью интонации). Бедный словарь наращиваем через чтение и беседы на разные темы, с разными людьми. Если в речи есть аграмматизмы (речевые ошибки, неправильное использование предлогов, окончаний слов при согласовании и пр.), это тоже можно подправить занятиями по грамматике. Подойдут пособия для изучения русского как иностранного, например. А вот с произношением все гораздо труднее. Не знаю, насколько хорошо помогали вашему ребенку аппараты. В моей практике дети, имплантированные в возрасте 7 лет и старше, имеют специфическую «глухую» просодику (мало интонируют, «глотают» гласные, утрируют произнесение некоторых согласных и пр.). И эта сторона речи труднее всего поддаётся коррекции. Кроме того, некоторые специалисты считают, что и звуки после 12 лет ставить уже поздно. Я так не считаю, произношение звуков — вопрос личной мотивации человека. Звуки можно поставить и взрослому человеку, если он будет потом следить за их автоматизацией в речи. Ударения тоже можно научить ставить правильно (через чтение и слушание). А вот с интонацией, увы, мало что можно сделать.

Под присмотром каких специалистов должна проходить реабилитация после кохлеарной имплантации

Вопрос
Ребёнку 2 года и 10 месяцев, проимплантирован в год. Я столкнулась с такой точкой зрения, что ему для реабилитации уже нужен не столько сурдопедагог, сколько логопед. Правда ли это? Ребёнок уже мог обучиться слушать и дифференциировать звуки полноценно или занятия по развитию слуха необходимо продолжать всё время?

Ответ
Тут всё зависит от компетентности и опыта логопеда. Любой сурдопедагог может заниматься развитием речи (и словарем, и грамматикой, и произношением), но далеко не любой логопед понимает, как развивать функциональные возможности слуха ребёнка с кохлеарным имплантатом и слуховым аппаратом. Функциональный слух (что я могу и делаю благодаря КИ и СА) — это фонематический анализ и синтез, умение повторить то, что услышал, а не заменять услышанное на знакомые слова, достаточный объём слуховой и слухо-речевой памяти и слухового внимания, скорость обработки слуховой информации и ещё много всего. Если логопед понимает, как развивать эти навыки, тогда всё хорошо, занимайтесь только с логопедом. Если нет, то важно понимать, что как бы здорово не был настроен речевой процессор или слуховой аппарат, дефицит слуха всё равно у ребёнка есть, а значит, ему необходимы слуховые тренировки.