Научные исследования

развитие речи у детей

Развитие речи у детей

Скрининг в роддоме не всегда помогает распознать глухоту у ребёнка, поэтому важно наблюдать за его реакциями на звуки и отслеживать развитие речи. Чем внимательнее будут родители, тем быстрее можно выявить и решить возможные проблемы.

С помощью этих таблиц вы сможете проконтролировать, правильно ли развивается речь у ребёнка.

Перед тем, как приступить к таблицам, расшифруем пару терминов, которые в них употребляются.
Импрессивная речь — восприятие речи, понимание устной и письменной речи.
Экспрессивная речь — активное устное и письменное высказывание.

Развитие речи у детей от 0 до 3 месяцев

слушание импрессивная речь экспрессивная речь качество речи познавательная деятельность социализация (общение)
  • Вздрагивает от неожиданного шума
  • Слышит звуки и реагирует улыбкой, поворотом головы, вздрагивает или успокаивается
  • Реагирует на громкие звуки
  • Начинает узнавать голоса матери и отца, няни и т. д.
  • На разговор реагирует, успокаиваясь или улыбаясь
  • Успокаивается, когда слышит знакомый голос
  • Начинает издавать звуки для выражения удовольствия, если хочет есть или раздражен
  • Гулит время от времени, слыша звуки, похожие на голос
  • Плачет; издает другие звуки, например, гулит, агукает
  • Узнает знакомых людей и обстановку
  • Ненадолго фиксирует взгляд на предметах/лицах
  • С нетерпением ждет определенных событий, например, кормления
  • Возникает впечатление, что слушает говорящего
  • Устанавливает краткий визуальный контакт, а с 3-х месяцев часто смотрит в лицо говорящего, отыскивает его глазами, смотря чаще на рот, чем на лицо
  • Улыбается/гулит в ответ, чаще всего матери или няне

Развитие речи у детей от 4 до 6 месяцев

слушание импрессивная речь экспрессивная речь качество речи познавательная деятельность социализация (общение)
  • Слушает более внимательно
  • Звук начинает приобретать для ребенка значение; например, иногда он реагирует на свое имя
  • Реагирует на изменения высоты и тона голоса
  • Начинает искать источник звука
  • Слушает собственный голос
  • Часто определяет источник звука поворотом головы или направлением взгляда
  • Иногда реагирует на свое имя
  • Различает раздраженную и дружелюбную ноту в голосе; например, плачет, уловив раздраженные нотки в голосе
  • Обычно прекращает плакать, услышав ласковый голос
  • Лепечет, когда ему что-нибудь нужно
  • Лепечет, реагируя на пение
  • Фыркает, гулит, кричит
  • Лепечет, реагируя на речь
  • Начинает издавать разные звуки, выражающие удовольствие или неудовольствие
  • Лепечет, находясь в одиночестве или рядом с другими
  • Смех становится продолжительным
  • Повизгивает
  • Гулит, кричит
  • Начинает менять длительность, высоту и интенсивность
  • Пользуется гласным [а]
  • Произносит звуки, имеющие признаки согласных ([г], [к], [н])
  • Производит звуки, упражняя свой речевой аппарат
  • Смотрит на предметы и тянется к ним
  • Начинает распознавать причинно- следственную связь, например, шумит погремушкой.
  • Узнает знакомых
  • Тянет предметы в рот
  • Поддерживает визуальный контакт
  • Играет в игры, такие как «сорока- сорока…»
  • Лепечет в разных ситуациях по- разному
  • Имитирует мимику
  • Начинает лепетать первым и вовлекает взрослых в общение
  • Начинает понимать, как говорить по очереди, например, лепечет в ответ на реплику взрослого

Развитие речи у детей от 7 до 9 месяцев

слушание импрессивная речь экспрессивная речь качество речи познавательная деятельность социализация (общение)
  • Увеличивается способность к сосредоточению
  • Определяет источник звука
  • Распознает просодические компоненты — длительность, высоту и громкость
  • Соотносит слова с их значением
  • Распознает слова по слоговой структуре (дай-покажи)
  • Начинает выделять имена членов семьи в потоке речи, даже если этого человека нет рядом
  • Реагирует правильным жестом руки на слова «вверх», «вниз», «пока»
  • С удовольствием слушает музыку и пение
  • Начинает отслеживать ход беседы, при которой присутствует
  • Часто прерывает деятельность, услышав свое имя
  • Начинает идентифицировать некоторые предметы обихода, определяет их местонахождение, услышав их названия
  • Всё чаще прекращает действие, услы- шав «нельзя», «нет»
  • Учится фиксировать внимание на картинке или книге до 1 минуты, рассматривая их со взрослыми
  • При лепетании повторяет слоги, состоящие из согласного и гласного звука: [па], [ма]
  • Начинает реагировать вокализацией, услышав свое имя
  • Играет в игры, например ладушки, «ку-ку», хлопает в ладоши, лепеча во время игр
  • Первые попытки «петь»
  • Лепечет, приветствуя знакомого взрослого
  • Зовёт с целью привлечь внимание
  • Правильно поль- зуется некоторыми жестами, например качает головой при слове «нет»
  • Громко лепечет
  • Произносит пары слогов с чередующимися согласными и гласными: [па па], [ба ба]
  • Щёлкает языком
  • Говорит нараспев
  • Имитирует интонационные модели
  • Чаще произносит гласные заднего и среднего подъёма [у], [a]
  • Произносит некоторые согласные [м], [п], [б], [д]
  • Имитирует действия
  • Узнаёт предметы
  • Перекладывает предмет из руки в руку
  • Держит один кубик и берет второй
  • Улыбается своему изображению в зеркале
  • Любит игры, в которых прячут и находят предметы
  • Отдаёт, указывает пальцем на предметы
  • Снимает кольца с пирамидки
  • Начинает понимать, что общение — двусторонний процесс
  • Демонстрирует желание общаться
  • Проявляет большую активность, общаясь со знакомыми
  • С нетерпением ожидает начала деятельности
  • Кивает, машет рукой и хлопает в ладоши
  • Зовёт с целью при- влечь внимание
  • Просит, указывая на предмет и протягивая к нему руку
  • Любит проказничать
  • Продолжает развивать навыки распределения ролей при общении
  • Начинает рассматривать иллюстрации в&nsp;книге вместе со взрослыми

Развитие речи у детей от 10 до 12 месяцев

слушание импрессивная речь экспрессивная речь качество речи познавательная деятельность социализация (общение)
    • Соотносит большее количество слов с их значением
    • Прислушивается к собственному голосу и голосам других
    • Определяет источник звука на расстоянии
    • Выделяет голос говорящего из фоновых звуков или шумов, заглушающих его
    • Есть признаки того, что ему нравится слышать новые слова
    • Способен слышать речь, не отвлекаясь на другие фоновые звуки
    • Иногда отдает игрушки и предметы взрослым в ответ на вербальную просьбу
    • Иногда выполняет простые команды, например: «Положи на место»
    • Реагирует на музыку движениями тела или головы, неточно соблюдая ритм
    • Демонстрирует понимание вербальных просьб соответствующими движениями головы и тела
    • Проявляет повышенное внимание к речи в течение долгого времени
  • Пользуется структурами из 4 или более слогов, похожими на короткие предложения без настоящих слов
  • Начинает пользоваться разными интонационными структурами, заимствованными у взрослых, когда играет один
  • Первым начинает играть в игры, основанные на речи и жестах, например, «сорока-сорока»
  • Разговаривает с игрушками / предметами, пользуясь более длительными фрагментами речи
  • Часто реагирует на песни и рифмованные стихи лепетанием
  • Имитирует действие в сочетании со звуком
  • Может начать произносить первые слова: «мама», «пока»
  • Имитирует звуки и количество слогов, используемых другими
  • Пользуется фразовыми компонентами
  • Произносит длинную цепочку повторяющихся слогов
  • Чередует гласные и согласные [ба ба ди ба ди]
  • Пользуется в основном взрывными и сонорными: [п], [д], [б], [м]
  • Cопротивляется, если забирают игрушку
  • Cоотносит действие с предметом, например, ложку с приёмом пищи, машину — с движением
  • Реагирует на смех, повторяя вызвавшее его действие
  • Снимает элементы пирамиды с основы
  • Узнает два одинаковых предмета
  • Старается построить башню из двух кубиков
  • Начинает понимать вопрос и ответ, например, качает головой в знак отрицательного ответа
  • Продолжается выработка понимания процесса общения
  • Понимает приветствия
  • Продолжается развитие навыков чередования ролей в диалоге
  • Подает голос в ответ на зов матери
  • Выражает желание сменить вид деятельности
  • Реагирует на смех, повторяя вызвавшее его действие
  • Начинает побуждать других к действию, дёргая или толкая
  • Возражая, сопровождает лепет жестами
  • Любит играть и начинает играть первым

Если вас интересует сведения о развитие ребёнка более старшего возраста, скачайте полную версию — там вы найдёте такие таблицы до возраста 48 месяцев.

Источник: cochlear.com