Сергей — взрослый носитель кохлеарного имплантанта из Новосибирска. Причину потери слуха, как это часто бывает, так и не удалось установить. Она не была внезапной, а прогрессировала много лет. Теперь, после кохлеарной имплантации, впервые за много лет Сергей не просто хорошо слышит, а ещё и воспринимает звук объёмно.
Точную дату начала проблем со слухом у меня никто назвать не может — изначально мы о них узнали в 5 лет, когда дома появился телефон, и обнаружилось, что я не могу его использовать левым ухом. Правое ухо в то время имело нормальный слух и полностью компенсировало проблемы левого.
Слух то исчезал, то возвращался вновь
Проблемы начались примерно в 12 лет, когда я был в 6 классе. В ухе появился шум, его периодически закладывало (примерно, как при наборе высоты в самолете, только на более длительный срок). Чаще всего проблема возникала с утра, а к вечеру слух улучшался. Со временем периоды ухудшения слуха становились все больше — если сначала это были несколько часов, то потом и несколько дней.
Никаких видимых причин или закономерности в падении слуха не было — я мог проснуться утром практически ничего не слыша, а через пару дней все могло прийти в норму. Бывали периоды в несколько месяцев, когда падения слуха не наблюдалось (по аудиограмме была 1 степень тугоухости — но в реальности это уже очень близко к нормальному слуху) и казалось, что проблема позади — но слух вновь начинал ухудшаться.
Многочисленные консультации врачей так и не помогли найти причину и лечение
Точкой невозврата можно считать февраль 2006 года — тогда слух резко ухудшился. Проснулся утром и ничего не слышу. Несмотря на интенсивное лечение, слух не восстановился. Заключение сурдолога — правосторонняя сенсоневральная тугоухость 4 степени.
С июля 2006 я стал носить слуховой аппарат. Слуховой аппарат реально помог мне — с ним я смог закончить школу и поступить в университет. Да и в бытовом плане он позволял мне достаточно свободно общаться, слушать музыку, смотреть фильмы.
Но были и проблемы — поскольку слуховой аппарат полагается на естественный слух, то он подвержен всё тем же перепадам уровня слуха. В один день слышишь практически идеально — в другой приходится постоянно переспрашивать… Хуже всего было то, что имелась явная тенденция к постепенному ухудшению слуха — к 3 курсу университета мне уже явно стало не хватать слухового аппарата на лекциях.
Мы поняли, что кохлеарная имплантация — мой шанс слышать
В 2008 года мне была оформлена 3 группа инвалидности по слуху.
В 2009 году я стал носить слуховой аппарат Naida V UP — самый мощный из доступных в тот момент — но даже с ним слух был далек от идеала. Как раз к этому времени мы узнали о возможности кохлеарной имплантации. Мы прошли медкомиссию в Новосибирске, обследование в Томске и решили делать операцию, на ухо которое раньше не слышало.
Особых опасений по поводу операции у меня не было — я изучал информацию о кохлеарной имплантации в интернете и знал о возможных рисках. Беспокоил лишь вопрос о том, насколько эффективен будет имплант?
Операция проводилась осенью 2010 года. Сама операция прошла без особенных проблем, никакого головокружения и других необычных ощущений не было.
Потребовалось время, чтобы слышать естесственно
Первые ощущения после включения речевого процессора было сложно назвать звуками. Скорее звук ощущался физически, а после определенного привыкания все звучало как будто под водой.
Но с каждой настройкой ситуация становилась все лучше. Помогали периодические занятия с сурдопедагогом в Томске и постоянные домашние с родителями. Сами занятия ничего сложного не предполагают — достаточно тренировать слух на наборе слогов и фраз из учебного пособия полчаса в день.
После периода привыкания, звук через процессор кажется абсолютно естественным и позволяет слушать музыку и смотреть фильмы без каких-либо ограничений.
Примерно через полгода речевой процессор уже давал звук, как минимум не хуже, чем слуховой аппарат, а через год — уже близкий к моему изначальному слуху в детстве.
Я смог закончить университет, защитить диплом и найти работу — всё это было бы куда сложнее сделать, полагаясь на один слуховой аппарат.
Вторая операция и наконец-то бинауральный слух!
В 2014 году произошла неприятная ситуация — после выключения речевой процессор отказался включаться и мне пришлось вернуться к слуховому аппарату, который к тому времени практически не давал эффекта. Благодаря оперативной работе компании «Евромакс», уже через неделю удалось починить процессор — но этот случай заставил задуматься об установке импланта и на второе ухо, как минимум, чтобы была возможность слышать при проблемах с одним процессором.
Операцию делали снова в Томске, она так же прошла без каких-либо осложнений. А вот эффект от включения процессора был гораздо более заметным — то ли мозг за 5 лет сумел лучше адаптироваться к сигналу кохлеарного импланта, то ли помогло то, что это ухо раньше слышало — но передача звука было хорошей уже с первой настройки, а через пару месяцев стала даже лучше первого импланта.
Впервые в жизни у меня появился слух на обоих ушах. До этого мне был недоступен стереозвук и возможность определять местоположение источника звука.
Сейчас мой слух очень близок к норме — в 90% случаев я могу спокойно общаться, в том числе по телефону.
Читайте также:
Все отзывы пациентов о кохлеарной имплантации на «Портале о слухе»