Интервью со специалистами Центра реабилитации в Ватутинках, в котором они рассказывают о занятиях с детьми после кохлеарной имплантации: каких результатов можно достичь, от чего зависит успех занятий, какие занятия важны для детей младшего возраста и старшеклассников.
Ирина Валерьевна Бабердина
Логопед ФГБУ Центр реабилитации (для детей с нарушениями слуха) Минздрава России
Период речевого развития после кохлеарной имплантации проходит возраст шести лет. То есть, с того момента, когда ребёнка имплантировали, мы начинаем считать возраст речевой. То есть он проходит период новорождённого ребёнка. Мы ставим звуки, практически вызываем звуки, мы ставим голос, потому что как такового голоса нет у ребёнка, здесь даже проблема в том, что он не может произнести правильно гласные. Это очень много работы, мы ставим гласные звуки, потом более усложняем, ставим согласные звуки, и это всё занимает очень большой срок.
Один из факторов — это взаимодействие с семьёй, то есть, родители присутствуют на занятиях, получают рекомендации и дальше, уезжая домой, они продолжают работу по нашим рекомендациям самостоятельно либо приглашают специалистов.
Наталья Татарникова
Сурдопедагог ФГБУ Центр реабилитации (для детей с нарушениями слуха) Министерства РФ
Мы работаем не только с ребёнком, мы работаем с семьёй. Мы учим маму, как учить её ребёнка. Особенно в условиях нашего центра мы организуем сопровождение этой семьи. Они приезжают к нам каждые три месяца, мы смотрим ребёнка, определяем, чем ему нужно заниматься в данный момент, учим маму, показываем, как это делать, отправляем её домой, надеемся, что она будет выполнять рекомендации и, когда вернётся снова, будем отслеживать динамику и подсказывать, что ей делать дальше. Потому что самое важное для любого ребёнка, не только с особенностями, — это семья и семейное воспитание и в нашем случае слухоречевой эффективной среды.
Екатерина Соколова
Сурдопедагог ФГБУ Центр реабилитации (для детей с нарушениями слуха) Министерства РФ
Ребёнок после кохлеарной имплантации — это всё тот же ребёнок, который начал слышать в момент подключения импланта, то есть его слуховой возраст мы можем отсчитывать с нуля. Такому ребёнку необходимо создавать постоянную слухоречевую среду, и это самое важное направление в работе как сурдопедагога, так и конечно же родителей.
Помимо самого слуха необходимо развивать и все остальные направления: это и речевые навыки, и двигательные навыки, и моторные, развивать высшие психические функции. В целом формировать гармоничную целостную личность. Одним словом, его нужно развивать так, как и любого другого ребёнка, просто прикладывая какие-то дополнительные усилия, создавая специальные условия для формирования у него представлений о мире звуков и запуска механизма речи.
Прежде всего занятия по развитию слухового восприятия начинаются с выработки условно-двигательной реакции на звук. Малышу предлагаются камешки, рядом ставится какая-нибудь коробочка, и за спиной ребёнка мы даём какой-то звук музыкальным инструментом. Если ребёнок слышит, то кидает камешек в коробочку, не слышит — не кидает. Этому мы обучаем детей на первых этапах.
Наталья Татарникова
Девочку зовут Алина, нам сейчас три года с небольшим. Эту девочку я веду с первого дня, как её подключили, как ей надели имплант, на следующий же день она приехала к нам. На занятии вы видели уже третий курс реабилитации.
В начале, когда она приезжала, естественно, мы только-только начинали работать, мы пытались вызывать интерес к звукам, мы пытались посмотреть, что мы слышим, как мы слышим.
На данном этапе очень радостно отметить, что, спустя всего полтора года мы заговорили, сейчас мы работаем уже над простой фразовой речью. На занятии мы с вами посмотрели, как мы слышим после серии настроек, потому что вчера были проведены настройки. Мы увидели, что слышим мы очень неплохо, все звуки мы берём, слышим, различаем и так далее. Также смотрели различение электронного голоса животных, то есть этому мы тоже обязательно учим детей, чтобы не только они слышали, как педагог, как мама говорит, а ещё умели различить звук из компьютера, из телевизора, вот эти вещи. И пытались строить простую фразу: что делает лошадь, лошадка кушает и тому подобное.
Читайте также:
Как бесплатно пройти реабилитацию после кохлеарной имплантации.
Екатерина Соколова
Со старшими школьниками мы проводим следующие мероприятия. Например, работа с текстами. Ребёнку предъявляется текст на слух с последующим разбором незнакомых и малознакомых слов. Далее мы работаем над смысловой частью, над причинно-следственными связями, также мы проводим работу над расширением представлений об окружающем мире. Проводятся индивидуальные и групповые тематические занятия с такими темами, как «Моя страна Россия», «Моя будущая профессия», либо занятие, посвящённое Дню космонавтики.
Также мы проводим занятия по развитию лексико-грамматического строя речи. Как известно, многие школьники с нарушениями слуха допускают ошибки в неправильном употреблении либо в пропуске предлогов. Допускаются ошибки в падежных окончаниях, неправильно согласовываются части речи в предложениях, поэтому такие занятия тоже очень важны для наших детей.
Наталья Татарникова
Но, конечно, самый счастливый момент, как в случае с Алиной, когда она приезжает спустя… её не было больше трёх месяцев, и я слышу, что мы говорим. В прошлый раз мы ещё ничего не говорили, мы только-только приехали второй раз, она начала понимать звуки вокруг. Я видела, что пассивный словарь набрался потихоньку, мы уже различаем бытовые шумы, голоса, выполняем инструкции, но мы не говорили. А сейчас она приехала, и мы строим простые фразы в речи, и это для нас самое дорогое, что есть на работе.
Благодарим коллектив ФГБУ Центра реабилитации (для детей с нарушениями слуха) Минздрава России в совместной работе над материалом.