Звук, который получается при стимуляции кохлеарным имплантом, отличается от естественного. Главный детский сурдолог-оториноларинголог Краснодара Светлана Леонидовна Коваленко наблюдала много разных реакций пациентов при первом подключении речевого процессора. Она знает, чего ожидать от этого процесса, и рассказывает об этом в статье.
Позади волнения, связанные с подготовкой к кохлеарной имплантации, позади сложный хирургический этап имплантации. Наступает момент первого включения речевого процессора. Этот момент обычно сопровождается повышенным, в ряде случаев чрезмерным, ожиданием от первого подключения.
Многие думают, что слух включается подобно лампочке от осветительного прибора. Была глухота — и вот оно счастье — появляется слух. Однако ощущения от первого подключения не всегда оправдывают ожидания пациентов и родителей неслышащих детей. Это связано, в первую очередь, с необычностью новых слуховых ощущений. В отличие от слухового аппарата, который усиливает звук, кохлеарный имплант преобразует его в электрические импульсы, стимулирующие слуховой нерв.
Многие думают, что слух включается подобно лампочке от осветительного прибора. Была глухота — и вот оно счастье — появляется слух. Однако ощущения от первого подключения не всегда оправдывают ожидания пациентов и родителей неслышащих детей.
Дети в возрасте 1−3 лет после первого подключения кохлеарной системы, как правило, реагируют резким криком или плачем. Ребёнок в этом возрасте не может словами описать своё ощущение, поэтому на любые изменения жизнедеятельности реагирует плачем или криком. Пациенты старшего возраста со сформированной речью, которые использовали для реабилитации слуховой аппарат, ожидают хорошо различимых и понятных звуков и слов. Однако звуки, которые передаёт кохлеарный имплант, сильно отличаются от привычных слуховых ощущений. Один ребёнок после первого включения речевого процессора плакал и говорил, что слышит не ухом, а мозгом, и это, по его мнению, неправильно. Другой ребёнок после продолжительного ношения слухового аппарата ожидал, что после кохлеарной имплантации он будет всё громко слышать, и после подключения всё время просил, чтобы ему сделали громче, что он хочет слушать, как нормально слышащий человек, а это, по его мнению, должно быть очень громко. Постлингвальные взрослые описывают восприятие звука как чуждое, звонкое, непонятное.
Только постепенно, в процессе слуховой тренировки, пациенты привыкают к новым ощущениям, и их слуховая система обучается понимать новые сигналы. Чем дольше период между потерей слуха и имплантацией, тем дольше привыкание к новым слуховым ощущениям. В среднем продолжительность адаптации от нескольких недель до нескольких месяцев и даже лет. И только после определенного (для всех различного) периода адаптации пациент испытывает чувство радости и счастья от кохлеарной имплантации.
При ежедневном включении кохлеарной системы у детей в возрасте 1−3 лет чаще всего появляется улыбка, они начинают вслушиваться в звуки окружающего мира, у них резко появляется собственная вокализация
При ежедневном включении кохлеарной системы у детей в возрасте 1−3 лет чаще всего появляется улыбка, они начинают вслушиваться в звуки окружающего мира, у них резко появляется собственная вокализация. Им нравится воспроизводить собственные звуки и слушать их. Дети старшего возраста и взрослые надевают речевой процессор даже раньше, чем приступают к ежедневным гигиеническим процедурам. Они слышат — и это счастье!