«Очень громко, мама!» — говорит нам Лиза, пока мы разговариваем с её мамой Дарьей. Мы отходим в сторону. В прошлый раз, когда мы виделись, девочки приехали на операцию кохлеарной имплантации. Лиза переживала из-за того, что пришлось сбрить волосы за правым ухом, а Женю только вернули с операции. Нынешняя встреча совсем другая — за день до неё девочкам подключили речевой процессор. Лиза заплетает хвост на бок, чтобы не было видно сбритых волос, а у Жени они уже немного отросли. Но это мелочи, самое главное, что теперь девочки слышат. Жене пока совсем маленькая — ей только два года — и она не реагирует на звуки, а Лиза каждую минуту сталкивается с новым открытием. Она внимательно прислушивается, когда перелистывает страницы, удивляется шуму вентилятора и с любопытством скрежечет ногтем по поверхностям. Дарья с удовольствием делится всем, что произошло за последние два дня.
Как отреагировали девочки, когда им подключили речевой процессор?
Женя пока никак не прореагировала. Нам сказали, это нормально — она ещё совсем маленькая, и реакцию на звуки отслеживали по зрачкам. Лиза вся расстроилась, прям аж слёзы на глазах: «Я ничего не понимаю, там что-то пикает», — возмущалась: «Громко, громко, выключайте!» — плакала. Но врач сказала, что всё нормально. Прошло полчаса, и, вроде, уже более или менее привыкли к новым ощущениям. Часа через два вернулись домой, Лиза стала ко всему прислушиваться, буквально к каждому звуку! Из кухни услышала, как звонит телефон в комнате, потом шуршащую бумагу, когда я разбирала чемодан. В туалете работала вентиляция, она спрашивает: «Что это?» Подхожу, выключаю, говорит: «Нет», включаю — «есть». Зажигаю газовую плиту: «Мама, мне шумно, выключай!» Раньше в жизни такого не было! Музыка заиграла в телевизоре, она говорит: «Это музыка!» А там действительно была музыка без слов. У младшей пока реакция непонятная. Может, она маленькая, и настраивают пока тихо. Хотя сейчас на второй день она совсем по-другому себя ведёт. С ней разговариваешь, она внимательно смотрит. Но, пока, наверное, она даже и не знает, что с этим делать, как реагировать. А Лиза, бедная, вообще в расстройстве была, но сегодня утром уже сама надела процессор, включила.
Как Лиза будет продолжать учёбу?
Пока ещё рано переводить её из спецшколы, в обычной ей будет сложно. Она учится по обычной программе, но иностранного языка у них нет, как же она будет догонять? Пока это нереально.
Как вы себя чувствуете?
Я надеялась, что Женя будет реагировать сразу, хотя всё равно заметно, что она что-то слышит. Я очень рада! В первый же день позвонила бабушкам-дедушкам, рассказала. Дедушка потом пересказывал бабушке и плакал. Все на эмоциях.