Первое подключение речевого процессора после кохлеарной имплантации — волнительный момент. Родители часто ожидают, что у ребёнка моментально появится слух, но так же часто разочаровываются — некоторое время после подключения ребёнок вообще никак не проявляет свою реакцию на звуки, и родители начинают волноваться. Лариса Васильевна Маляр, координатор программы кохлеарной имплантации в Клинике № 122 им. Л. Г. Соколова, врач-аудиолог, рассказала нам, почему не стоит переживать по этому поводу.
Чего ожидать при первом подключении речевого процессора?
При первом подключении речевого процессора мы должны выбрать такую программу, при которой пациентом чётко воспринимаются все звуки. При этом на начальном этапе настройки процессора пациент слышит только неречевые звуки, стук, звон
Обычно к концу второй недели у пациента появляется разборчивость слышимой речи. У пациентов, утративших слух после того, как они научились говорить, определить наличие разборчивости речи очень легко, поскольку после настройки процессора они сразу начинают разговаривать. Такие пациенты, как дети, которые утратили слух до того, как они научились говорить, после настройки процессора начинают постепенно понимать обращенную к ним речь, например «дай это», но говорить они, естественно, пока не могут.
По нашему опыту, период обретения навыков вербального общения после настройки процессора у каждого пациента индивидуален. Например, у детей до трёх лет без патологии центральной нервной системы и при ежедневных занятиях с логопедом к концу третьего месяца после подключения процессора появляется речь соответственно возрасту ребёнка. Конечно, если ребёнка в возрасте года подключили, он через полгода не может сказать «здравствуй, мама», то есть, он начинает говорить «ма» согласно речевому развитию соответственно своему возрасту.
Почему в первое время после подключения речевого процессора может вообще не быть реакций на звуки?
Они есть, просто ребёнок может их не показывать. Как вы думаете, каким образом мать понимает, что ребёнок слышит её? Он реагирует, либо говорит «слышу». Это условно-двигательная реакция, которую сначала нужно выработать, чтобы ребёнок понимал: «слышу → говорю» или «показываю», и «что я слышу». Когда мы подключаем речевой процессор, ребёнок слышит звуки, но он этого не показывает, потому что он не обучен, как это показать.
Какие реакции вы чаще всего наблюдаете при первых настройках?
Маленькие дети плачут, потому что для них появление звуков в новинку. Дети, которые постарше, начинают говорить, делают очень большие глаза и спрашивают: «Это что?». Мне запомнился вот какой забавный случай. У нас на настройке процессора находилась девочка с прогрессирующей формой тугоухости, которая проявилась у нее в 6 лет, а к 11 годам пациентка совсем потеряла слух. Девочка к моменту утраты слуха хорошо умела говорить, поскольку её мама, как мне помнится, педагог по образованию, занималась с ней для развития речи. При этом у девочки был хороший навык чтения с губ. Девочка, смотря на нас, читая речь по губам, понимала, о чём мы говорим. Но её речь распадалась по мере того, как прогрессировало ухудшение слуха. На начальном этапе подключения речевого процессора она была недовольна: «Я не понимаю вас» — это была её первая фраза. Через день к нам пришла её мама, смеётся и рассказывает: «Вышли на улицу, ребёнок поворачивается ко мне и говорит: «А что такое кар-кар?». Очевидно, что девочка услышала ворону, но не поняла, что это ворона. Этот пример я как раз привела к тому, что многие пациенты сразу после подключения речевого процессора слышат речь, но повторить её или сформулировать мысль устно не могут. Но, как я уже говорила, это временное явление.
Читайте также:
Как слышат пациенты после кохлеарной имплантации
Реабилитация после кохлеарной имплантации: вопросы и ответы. Отвечает дефектолог высшей категории Марина Гурьева.
Сурдопедагог Екатерина Подоксёнова рассказывает, что подразумевают занятия с детьми после кохлеарной имплантации.