Как происходит отбор пациентов на кохлеарную имплантацию? Почему могут отказать в операции? Какие пациенты наиболее перспективны? На эти вопросы ответила Лариса Васильевна Маляр, сурдолог-оториноларинголог, координатор программы кохлеарной имплантации в Клинике № 122 им. Л. Г. Соколова в Санкт-Петербурге.
Каковы критерии отбора пациентов на кохлеарную имплантацию?
Критерии отбора пациентов для кохлеарной импланатции известны, я повторюсь, это:
1) снижение слуха у ребёнка, наличие сенсоневральной тугоухости 4 степени, пограничной с глухотой, глухота;
2) чем раньше мы проимплантируем ребёночка, тем лучше, то есть возраст имеет значение;
3) имел ли ребёнок речь до того, как он оглох, тоже влияет;
4) наличие сопутствующих патологий, заболеваний со стороны других систем организма. Наиболее перспективными считаются дети до трёх лет при отсутствии сопутствующих патологий, неврологическая составляющая, — да? — обременяющая развитие речи;
5) также наличие опыта ношения слуховых аппаратов, хотя бы полгода.
Если ребёнок не носил слуховой аппарат, и у него глухота, то можно пренебречь пунктом «ношение слухового аппарата», потому что мы точно знаем, что он ему не поможет. Тогда нет смысла ждать ещё полгода и прооперировать можно незамедлительно. Если же это четвёртая степень, то можно скорректировать восприятие звуков с помощью аппаратов, которых сейчас достаточно много и довольно хороших, и мы получим эффект, то стоит воздержаться.
Какую роль играет мотивация родителей?
Мотивация родителей — это, конечно, немаловажный критерий, потому что проимплантировать ребёнка в ранние сроки и всего остального, что сделают врачи, мало. Всё остальное зависит от мамы — насколько упорна она будет в занятиях, насколько она будет слушать педагога, выполнять инструкции. Тут должно быть терпение. Это называется высокой мотивацией родителей.
Что важно для взрослых претендентов на операцию?
Взрослый пациент, если он ранее говорил, и потом случилась травма или менингит, считается высоким по перспективности, и по слуховому восприятию, то есть, речевое развитие у него уже есть. Если говорить о взрослом пациенте, который не слышал с детства, он считается неперспективным в плане речевого развития, но перспективным в плане слухового восприятия. То есть, оперируя, мы повышаем качество жизни человека, он будет слышать всё, но он не будет пользоваться устной формой речи как основным видом, потому что упущено время.
По каким причинам могут отказать в операции?
Когда есть невозможность проведения электродов в улитку, это могут быть различные заболевания, аномалии, облитерация улитки, связанная с перенесённым заболеванием… Если проблема глухоты не в улитке, а это ретрокохлеарная патология, называя медицинским термином, либо это отсутствие слухового нерва, тогда операция не даст эффект, и приходится людям отказывать. Если есть эпилепсия в стадии прогрессирования, то есть ребёночек получает противоэпилептическое лечение, но количество приступов у него увеличивается, то мы воздерживаемся от проведения операции. Не сама операция может нанести вред, а именно подключение речевого процессора, то есть электрическая стимуляция может ухудшить состояние пациента. Поэтому в этом случае мы работаем совместно с невропатологом. Назначается противосудорожная терапия, делается ЭЭГ — электроэнцефалография. Если положительная динамика есть, то мы склоняемся в пользу операции.
Кто проводит отбор пациентов?
Отбор пациентов проводит комиссия врачей, которая состоит из сурдологов, сурдопедагога, врача хирурга и замглавврача по хирургической работе. Каждый специалист в своей области, зная специфику, внимательно смотрит те документы, те исследования, которые необходимы для того, чтобы выставить показания для кохлеарной имплантации.